____

ACCIDENT INSURANCE

Property Insurance

Automobile Insurance

Our publications


 

Наши публикации

Сотрудники СК «ПРОФСОДРУЖЕСТВО» периодически публикуют статьи в

специализированных печатных изданиях.

 

В журнале «Современные страховые технологии» ,№ 5(34) за октябрь 2012 г. в рубрике «Опрос номера» опубликована статья генерального директора  СК «ПРОФСОДРУЖЕСТВО» - Александра Фуртичева, в которой изложена его принципиальная позиция по вопросу защиты прав срахователей.

ТЕМА ОПРОСА:

 

Согласно законодательным нормам, теперь страхователи-физические лица могут:

подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании; не платить госпошлину; требовать от страховщика возмещения морального ущерба; в видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определён специальным законом (например, в добровольном страховании – в частности, в АвтоКаско), требовать выплаты неустойки в размере 3% от суммы выплаты за каждый день просрочки; постановление также даёт право общественным организациям и страховому надзору (ФСФР) выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.

ВОПРОС:

Является ли постановление «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», утверждённое Пленумом Верховного суда РФ  28 июня 2012 года, благом для развития российского страхового рынка?

ОТВЕТ:

                                                                                                         

Вне всякого сомнения расширение действия закона «О защите прав потребителей» на страховые услуги – это шаг к развитию цивилизованного рынка,  ведь  на то он и закон, чтобы стоять на защите прав  граждан.

Страхование – это прежде всего продукт. Во всех продуктах есть определённое общее свойство – для того чтобы их  продать (особенно в условиях рыночной конкуренции) они  должны  обладать определёнными хорошими качествами, необходимыми их покупателю.  Портной должен сшить хороший костюм, кондитер испечь вкусный торт.  И ели продукты портного  и кондитера определить довольно легко (посмотреть, потрогать и попробовать), то  страховой продукт является как бы вначале при его покупке ( при заключении договора страхования) невидимым, как бы виртуальным.  Качества этого продукта проявляются позже –уже  при получении страховой выплаты.

 К сожалению условия целого ряда страховых компаний содержат, так называемые « подводные камни» и владельцы этих копаний стремятся к получению максимальной прибыли не посредством предоставления качественного продукта, а посредством необоснованного занижения страховых выплат.  Нормальные страховщики работают по принципу – если уж произошел страховой случай , то единственное что надо делать - это оплачивать убытки быстро и без задержки, т.е. если уж произошел убыток  то делать  на этом можно только одно рекламу  путём быстрой и полной оплаты.  То есть для тех, кто работает ответственно бояться расширения действия закона «О защите прав потребителей» нечего. А  тех кто стремиться к получению прибыли любым путём  расширение закона заставит  задуматься.

 

 

Статья заместителя генерального директора по страхованию Виктора Мельникова, опубликованная в «Российской бизнес-газете» (еженедельное приложение к «Российской газете») от 07.08.2012 г. под названием «Подводные камни ОСАГО», представляет интерес как для сотрудников страховых компаний, так и для владельцев автотранспортных средств.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), российский рынок ОСАГО в первом полугодии 2012 года вырос в сравнении с аналогичным показателем 2011 года почти на четверть - 23,24%, до 56,718 миллиарда рублей. За январь-июнь страховщики ОСАГО заключили в общей сложности 19,185 миллиона договоров против 18,94 миллиона годом ранее. Компании - участницы рынка продали за шесть месяцев полисов ОСАГО на 56,7 млрд руб., выплатив потерпевшим 27,6 млрд руб.

Количественные показатели, конечно, впечатляют, но вот с качеством все выглядит далеко не так радужно. По словам руководителя ФСФР Дмитрия Панкина, главная проблема страхового рынка - это низкий уровень выплат, производимых страховщиками.

Ежегодно в ФСФР поступают десятки тысяч жалоб на страховщиков. Страхователи жалуются на занижение, задержку и отказы в страховых выплатах. В большинстве жалоб речь идет об ОСАГО. Основной причиной занижения размеров страхового возмещения является то, что его размер рассчитывается согласно калькуляции независимого эксперта, к которому страховщик направляет потерпевшего. При этом сумма выплаченного возмещения при ремонте средней сложности, как правило, составляет 70-80% от реальной величины ущерба. Выплата страхового возмещения на основании счета СТОА почему-то не нашла своего применения. Тем не менее ряд российских потерпевших (люди неприхотливые) рады и этому. В европейской практике потерпевший имеет право на получение страхового возмещения, как на основе калькуляции, так и на основании счетов СТОА. Кстати, в самих калькуляциях при ремонте средней сложности часто указываются примерные отклонения (как правило, около 15-20% сверх расчета), которые могут возникнуть при ремонте на СТОА.

Много чего полезного можно было бы позаимствовать у зарубежных партнеров, однако это не означает, что все должно слепо копироваться. Взять, например, метод прямого урегулирования. Этот метод почему-то у нас именуют европейским, хотя это вопрос весьма спорный. Впервые этот метод, причем относительно недавно, стали использовать во Франции, которая одной из последних в Европе приняла закон об ОСАГО. Позже аналогичный метод урегулирования убытков стали применять в Италии и Испании. Однако повсеместного развития в Европе этот метод не получил, более того, ряд стран, такие как Австрия, Германия и Швейцария, являются противниками метода прямого возмещения убытков. Но раз уж обратного пути нет, то нужно добросовестно выполнять существующий закон.

Много чего полезного можно было бы позаимствовать у зарубежных партнеров, однако это не означает, что все должно слепо копироваться. Взять, например, метод прямого урегулирования. Этот метод почему-то у нас именуют европейским, хотя это вопрос весьма спорный. Впервые этот метод, причем относительно недавно, стали использовать во Франции, которая одной из последних в Европе приняла закон об ОСАГО. Позже аналогичный метод урегулирования убытков стали применять в Италии и Испании. Однако повсеместного развития в Европе этот метод не получил, более того, ряд стран, такие как Австрия, Германия и Швейцария, являются противниками метода прямого возмещения убытков. Но раз уж обратного пути нет, то нужно добросовестно выполнять существующий закон.

Однако наша страна довольно специфическая. Нередко, начав какое-либо дело, некоторые люди думают не о том, как бы это дело грамотно развить, а зачастую о том, как бы извлечь прибыль не то чтобы незаконным, а, скажем так, обходным путем. То же произошло и здесь. Поскольку взаимозачеты было решено производить в размере среднего размера убытка (по московскому региону около 30 тыс. руб.), то, как правило, свои страховщики, с удовольствием оплачивая маленькие убытки, при убытках более среднего размера попросту отправляли потерпевших в страховые компании причинителя вреда. В результате появились компании-доноры и компании, как бы их помягче назвать, - кровососы, причем потери доноров составляли миллионы рублей. А что выиграли от этого потерпевшие?

Российский страховой рынок еще очень молодой и в теоретическом плане неокрепший, и прежде чем браться за какие-то не вполне ясные нововведения, нужно сосредоточиться на решении более актуальных вопросов. Взять хотя бы пункт 59 Правил страхования ОСАГО. Этот пункт не прописан в разделе правил, где указаны исключения из страхового покрытия, а, как подводный камень, помещен в самый конец перегруженных текстом правил, так что подавляющее большинство страхователей и понятия о нем не имеют, кстати, это относится и к сотрудникам страховых компаний, выписывающих полисы, в т. ч. и компаний, входящих в ТОП-10, которые рекомендуют страхователям, что бы вы думали, самим обращаться по этому вопросу в РСА. В данном пункте прописано, что органы государственного страхования и социального обеспечения, а также страховые медицинские организации не вправе предъявлять регрессивные требования к страховщику, осуществляющему обязательное страхование. Это значит, что если причинен ущерб здоровью человека, который на момент ДТП находился при исполнении служебных обязанностей, а Федеральный орган соцстраха выплатил ему компенсацию за вред, причиненный здоровью, то он стребует эти деньги не со страховщика причинителя вреда, а непосредственно с самого причинителя вреда - вот вам и возмещение в размере 160 тыс. руб. по одному лицу по правилам ОСАГО.

Вот еще один подводный камень - возмещение утраты товарной стоимости, которую по закону должен возмещать потерпевшему причинитель вреда. Страховщики по правилам его не платят, хотя человек в результате ДТП, по сути, лишился части своего личного актива. Здесь следует отметить, что согласно постановлению Верховного суда РФ "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу".

Интересно также, почему страховщики не должны возмещать убытки, причиненные в результате повреждения при ДТП антиквариата, культурных ценностей, драгметаллов, денег и ценных бумаг, предметов религиозного культа и объектов интеллектуальной собственности. Вы, скажем, везете картину Левитана, а водитель соседней машины везет оргтехнику. Сзади в вас и в соседа врезается грузовик. При этом он получит возмещение, а вы нет. Это нелогично. Согласно международной практике все вышеуказанные случаи ущерба подлежат возмещению страховщиками.

ОСАГО в России скоро исполнится 10 лет, пора бы уже провести необходимую доработку страховой базы и тем самым приблизить российский рынок ОСАГО к международным стандартам, что является актуальным в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.

Besucherzahler foreign affair ukraine brides
счетчик посещений